^Наверх
Get Adobe Flash player

Навигация

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Развитие Воспитательной компоненты в ГКОУ ДД-Ш «Виктория»

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

1 сентября 2013 года вступают в силу основные  положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые должны вступить в силу также с 1 сентября 2013 г. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

ГКОУ ДД-Ш «Виктория» как и другие общеобразовательные учреждения России испытывает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса.

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве детского дома- школы и республики  на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, основываясь на  Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанную Минобрнауки России в ГКОУ ДД-Ш «Виктория» были приняты следующие меры по развитию Воспитательной компоненты школы:

  1.  Создание рабочей группы, в состав которой вошли директор школы Дауров М.Х., заместитель директора по УР Аршиева М.М., заместитель директора по ВР Корнаева Ф.К., руководитель МО воспитателей и классных руководителей ….., педагог-организатор Попова Е.С, председатель Управляющего совета школы….
  2.  Обсуждение проекта Программы развития Воспитательной компоненты в ГКОУ ДД-Ш «Виктория» на педагогическом совета 21.08.2013г.
  3. Обсуждение проекта Программы развития Воспитательной компоненты в ГКОУ ДД-Ш «Виктория» на заседании Управляющего совета школы 23.08.2013г.

Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности ГКОУ ДД-Ш «Виктория» становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».

 

Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. 

Нормативно-правовая база для разработки 
Программы развития Воспитательной компоненты в ГКОУ ДД-Ш «Виктория»

-  Конституция Российской Федерации;

-  Всеобщая декларация прав человека;

-  Конвенция о правах ребенка;

-  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

-  Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

-  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

-  Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

-  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

-  Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);

-  Устав ГКОУ ДД-Ш «Виктория»;

-  Положение о Совете старшеклассников;

-  Положение об Управляющем совете школы;

-  Положение о классном руководстве.

 

Цель Программы развития Воспитательной компоненты:

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Задачи Программы развития Воспитательной компоненты:

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в школе.

2. Разработка нормативной базы с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

3. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в школе.

4. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

5.  Обеспечение информационной поддержки Программы развития Воспитательной компоненты на сайте школы.

6.  Обеспечение социально-психологической поддержки участников образовательно-воспитательного процесса.

Основные принципы реализации Программы развития Воспитательной компоненты:

       Программа осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально - региональных особенностей, достижений современного опыта; учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом; опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения; сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно - исторических ценностей и традиций своего народа; осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения; учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина; определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций; предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность.

-            принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

-      принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

-          принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в нашем регионе;

-               принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся школы в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

-         принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

-     принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

-          принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

-   принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

-       принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

-     принцип социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

-                  принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;

 

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся школы:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  2. Нравственное и духовное воспитание;
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. Интеллектуальное воспитание;
  5. Здоровьесберегающее воспитание;
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  8. Правовое воспитание и культура безопасности;
  9. Воспитание семейных ценностей;
  10. Формирование коммуникативной культуры;
  11. Экологическое воспитание.

В результате реализации программы предполагается:

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Проведение научно-исследовательских работ.
Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы.
Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.
2  этап: 2016-2018 годы.
Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3  этап: 2019-2020 годы.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.

 

 

© 2013. ГКОУ ДД-Ш «ВИКТОРИЯ» Все права защищены.